ПРОДУКТ
СТРАТЕГИЯ КРАСНОГО ОКЕАНА
Бизнес в сверхконкурентных нишах
Один наш знакомый год строил бизнес и радовался, что нет конкурентов. А когда прогорел, понял, что конкурентов не было, потому что не было спроса. Но мы строим бизнес в "красном океане" и объясняем, почему это хорошая стратегия в сфере услуг.
Илья Созонтов
Основатель LUDI
I
Много ли конкурентов на рынке ЕГЭ?
Два года назад, когда мы запустили Курсы ЕГЭ и ОГЭ LUDI, мало кто верил, что у нас получится остаться на плаву.

Рынок подготовки к экзаменам отличается высокой конкуренцией среди игроков трех типов:
  • Частные репетиторы (более половины школьников занимаются с репетиторами)
  • Подготовительные курсы при университетах (люди до сих пор продолжают верить, что это эффективно)
  • Частные курсы (этот сегмент сейчас активно растет)

Курсы при ВУЗе чаще всего выбирают родители, думающие, что поступление в конкретный университет по-прежнему зависит от подготовительных занятий при нем. Обычно их доверие похоже на магическую веру и рушится только после смешных баллов детей на пробниках за пару месяцев до ЕГЭ.
Если качество работы будет хотя бы не ниже, чем у конкурентов, у вас будут клиенты.
Конкурировать же с репетиторами можно и нужно. Большинство частных преподавателей предоставляют услуги катастрофически низкого качества - больше 60 баллов ЕГЭ в России набирает только 30% школьников. Конечно, есть очень узкая прослойка частных преподавателей, которые готовят по-настоящему качественно. Однако и стоимость их услуг выше, чем среднерыночная. У таких преподавателей работа будет всегда. А вот с остальными мы хотели решительно бороться.
II
Нет "голубому океану"
Перед стартом бизнеса мы, конечно, читали умные книги про выбор ниши и стратегию "голубого океана". В работе 2005 года авторы Ким Чан и Рене Моборн обосновывали правильность выхода компаний в бесконкурентные рынки - "голубые океаны", не кишащие конкурентами, готовыми разорвать вас на куски. Рынок ЕГЭ же — типичный "красный" океан: высококонкурентная, "кровопролитная" среда с тысячами репетиторов, сотнями курсов, коммерческих и при ВУЗах.

Запуская бизнес в сфере услуг, мы руководствовались предположением: если качество работы будет хотя бы не ниже, чем у конкурентов, у нас будут клиенты. Если мы будем работать лучше, чем большинство конкурентов, то точно останемся на плаву в этих кровавых водах.
III
Как мы отстраиваемся от конкурентов:
1. Вкладываемся в продукт.
Вот уже два года подряд мы реинвестируем значительные ресурсы (и денежные, и временные) в создание качественных занятий. Пишем собственные учебники, разрабатываем практикумы для занятий в классе и дома, платим преподавателям выше, чем по рынку.

2. Регулярно замеряем качество.
Собираем обратную связь от клиентов и преподавателей, стараемся учитывать все пожелания учеников и реагировать на все вопросы. У каждой группы учеников есть свой чат ВКонтакте, мы не оставляем вопросы без ответов.

3. Создаем сообщество.
Стараемся, чтобы школьники ощущали себя на курсах как дома, Могли обсудить свою жизнь, переживания и страх экзаменов, попить чай или просто провести время в кабинетах перед занятием, общаясь с руководством или друг другом. Минимум два раза в год мы устраиваем праздники для учеников, чтобы отдыхать от рутины подготовки к ЕГЭ.

Если есть конкуренты, значит будут клиенты
Это работает.
Мы уверены, что можно было бы делать еще больше, но и эти действия приносят свои плоды. По числу учеников за год мы выросли вдвое (с 73 до 160), оборот вырос в 2,5 раз. Сейчас у нас уже есть предзаказы на будущий год, мы продолжаем развиваться.
Выводы
Рынок услуг дает вам огромные возможности. Конкуренция не должна пугать: если есть конкуренты, значит будут клиенты. Помните, если продукт будет НЕ ХУЖЕ, чем у конкурентов, вы уже будете зарабатывать. А если он будет лучше… ;)

Если вам была полезна информация выше — напишите нам, договоримся о бесплатной индивидуальной консультации по старту или развитию вашего дела!
Write Close
Close
Получать полезные статьи о бизнесе